Развитие инновационной деятельности в данной отрасли (изучение отечественной и зарубежной практики)
инновационный внешний среда
Разнообразие бытовой техники нередко ставит покупателей перед нелегким выбором между аналогичными товарами разных производителей. От консультантов магазинов бытовой техники часто можно услышать фразу, что данные бренды фактически одного уровня - одинаково надежны - выбирайте, что больше нравится по дизайну или обратите внимание на уникальное торговое предложение одного и другого. Именно наполнения понятия УТП для каждого бренда может стать решающим фактором выбора покупателя. Самые многофункциональные стиральные машины или самые тихие, самые удобные в эксплуатации или самые эргономичные холодильники, а может сочетание и того и другого и третьего - покупатель выбирает, то что для него является принципиальным. Так скажем, холодильники Атлант в отличии от техники Indesit не выпускаются с системой No-frost, но почти во всех моделях есть сигнализация открытой двери отсутствующая у Indesit. Производители, для того чтобы склонить чашу весов в свою сторону и завоевать симпатии покупателей разрабатывают новые стратегии развития. В том числе в последнее время многие крупные производители, находящиеся в числе лидеров, выживают в конкурентной борьбе, делая ставку на инновации и увеличении элементов комфортности использования техники. Революционные технологии рождаются не каждый месяц, но вот почти каждый месяц появляется новинки от различных производителей, где совершенствуется в мелочах и нюансах новые модели холодильников, стиральных машин и плит. Бытовая техника «стареет», конечно, не так стремительно, как скажем электроника, но регулярное обновление модельного ряда - обязательное условие успешного существования бренда на рынке. Для покупателя здесь важно уметь отличить красивую рекламную обертку от действительно важного и интересного усовершенствования. А для производителей сохранить баланс между стоимостью инноваций и отпускными ценами, так как потеряв свою ценовую нишу, можно потерять и своего покупателя.
Современные технологии, как в калейдоскопе, сменяют друг друга. Не успел мир привыкнуть к DVD, как на смену уже приходят форматы Blue-Ray и HD, открывающие новые возможности для повышения качества изображения и звука. Бытовая техника не отстает от гонки технических вооружений: чайники светятся изнутри, холодильники подключены к Интернету и сами могут заказывать продукты в магазине, а стиральные машины по микрочипам считывают тип и режим стирки.
Проблема в том, что производители, в условиях жесткой конкуренции вынужденные несколько раз в год выбрасывать на рынок очередную новую модель, практически исчерпали ресурсы технического прогресса. Потребитель уже не видит принципиальной разницы между одной «новинкой» и другой, а зачастую испытывает раздражение от чрезмерной сложности бытового агрегата. Может быть, поиграть на внешнем виде товара? Свежие дизайнерские идеи могут на какое-то время заставить рынок говорить о новой линии приборов, о новом направлении, но дизайн спасением не является - в бытовой технике он традиционно консервативен.
Самые широкие возможности внедрения инноваций сейчас, конечно, у бытовой электроники. Так, в нашей аудио- и видеотехнике используются современные носители информации на flash-памяти и USB-интерфейсах.
Тем не менее важным является применение новых технологий в устройствах, позволяющих сделать быт людей более комфортным. Люди уделяют большое внимание собственному здоровью, в результате на рынке стали появляться такие модели технике как чайники с функцией фильтрации воды, микроволновые печи с функцией пароварки, позволяющей сохранить природную полезность продуктов, и фены с функцией ионизации для лучшего ухода за волосами. Так что говорить о том, что возможности инноваций в бытовой технике исчерпаны, пока рано.
Конечно, прежде чем запустить в производство новую модель, предприятия-производители бытовой техники должны тщательно изучаем интересы потребителя. С момента возникновения новой идеи к работе над проектом подключаются маркетологи. Они анализируют тенденции развития каждой категории товара, аспекты потребительского поведения и предпочтений. На следующем этапе работу продолжают инженеры и дизайнеры. Совместно они разрабатывают техническую начинку модели и придают ей привлекательный, эргономичный внешний вид. Сейчас от возникновения идеи, первого наброска, чертежей модели до ее появления на полках магазинов проходит около года. В среднем жизненный цикл модели составляет 2,5 - 3 года.