Исследование внешней среды предприятия
Развитие светотехнического рынка России и предприятия в нем во многом зависит от колебания макроэкономических показателей, определяющих эффективность всей экономики страны в целом. Для анализа перспектив развития светотехнического рынка оценим состояние основных макроэкономических показателей экономики России за 2008-2009 год.
Объем ВВП России в 2008 году, по данным Росстата, в текущих ценах составил 38 трлн. 461 млрд. рублей. Спад реального объема ВВП в 2009 относительно 2008 года составил 7,9%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009 год по отношению к ценам 2008 года составил 102,7%. Денежные доходы населения выросли на 16,3%, тогда как в 2008 году их рост составил 2,3%. Инфляция составила 8,8%. Индекс промышленного производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 88,6%.
Анализ макроокружения показал, что наиболее важными факторами, которые могут оказать влияние на ГУП РМ «Лисма» являются, повышающиеся доходы населения и как следствие возросший интерес потребителей к более качественным источникам света, благоприятная таможенная политика, нестабильная экономическая ситуация, повышающийся уровень качества образования и привлечение к разработке и производству продукции высококвалифицированных кадров.
Для анализа микроокружения предприятия воспользуемся моделью Карла Портера, которая наглядно показывает структуру микроокружения и конкурентные силы, действующие на ГУП РМ «Лисма», рисунок 2.1.
Рисунок 2.1. - Структура микроэкономических показателей ГУП РМ «Лисма»
Прямые конкуренты. В группе прямых конкурентов наибольшее влияние могут оказать западные высокотехнологичные, автоматизированные производства с широкой номенклатурой продукции и доступными ценами.
В настоящее время основными зарубежными конкурентами ГУП РМ «Лисма» для отечественных светотехнических предприятий являются такие компании как: «Светлина» (Болгаpия), «Тесла» (Чехия), «Полам» (Польша), «Осрам» (Геpмания), «Филипс» (Голландия), «Мазда» (Фpанция), «Дженеpал электpик» (США), «Ивасаки электpик» (Япония), ОАО «Полтавский завод газоразрядных ламп», ОАО «Искра» (Львов), РУПП «Брестский ЭЛЗ», АООТ «Майлуу-Сууйский ЭЛЗ».
Основными российскими конкурентами ГУП РМ «Лисма» в настоящее время являются: ОАО «Томский ЭЛЗ», ОАО «Уфимский ЭЛЗ-Свет», ОАО «Свет» (Смоленск), ОАО «Калашниковский ЭЛЗ», ОАО «Владикавказский ЭЛЗ».
Помимо представленных конкурентов, на рынке России действуют многочисленные конкуренты из Китая, Тайваня, и такое положение становится все более обыденным. Эти компании опасны не только для отечественных предприятий, но и для мировых лидеров. Одним из наиболее важных преимуществ таких компаний являются низкие цены. Для примера представим цены некоторых отечественных и зарубежных производителей в таблице Г.1, приложения Г.Из таблицы Г.1 видно, что цены на продукцию, у российских производителей выше, чем у производителей СНГ и ниже чем у PHILIPS, OSRAM, которые являются лидерами отрасли. Самые низкие цены у производителей из Китая, что дает им конкурентное преимущество.
Новые конкуренты. В данном контексте мы будем считать тех конкурентов, которые вступили в силу и набрали обороты сравнительно недавно - менее 10 лет назад. В состав этой конкурентной силы входят дистрибьюторы зарубежных источников света, пускорегулирующих устройств, светильников и пр., которые являются одной из мощных сил, противодействующих развитию предприятий отечественного светотехнического рынка. Некоторые из этих участников рынка выступают так же посредниками при сбыте отечественных источников света, но чаще они отдают предпочтение китайским фирмам и продают лампы под собственным брендом. Ярким примером такой фирмы является компания «Космос».
На сегодняшний день на российском рынке присутствуют крупные компании-продавцы, выигрывающие за счет лучшей приспособляемости и гибкости к изменениям потребностей, - например такие крупные компании как: ООО «НТ-Сервис Электро» <http://lta.ru/oper/oper002.html> (сотрудничает с компаниями Luxel, Osram, Philips, Tplast, Световые технологии), «Энерго маркетинг-сервис» (Китай, Германия) «Ферон» (Китай), ЗАО «Терна-Светотехника» > (сотрудничает с компаниями Osram, Croner, Vosslon Schwabe, Electronicon, Silvania, Alanod), ООО «Предприятие «Аксиома» > (Luxel, Osram, Philips и др.), ЗАО СП «Амира» (г. Москва), ЗАО «ТД «БЛИК» (г. Москва), ООО «ТЦ «ВЭСКО» г. Москва) и др. Самыми крупными из них являются торговые марки, ЗАО «Терна-Светотехника» , ООО «НТ-Сервис Электро» > .
Потребители. Основными потребителями ГУП РМ «Лисма» в настоящее время являются: ООО «Русский свет-2000», ООО «Интерплюс», ООО «Технопром», Лайтпауэр, Лепсе, ИП Новиков, ЗАО «СВ», ООО « Руслампа», ООО «ЭТМ», ООО «Сан-Сити».