Исследование внешней среды предприятия
б) Расширение номенклатурной линии. Прежде всего, это касается энергоэкономичных источников света, а именно светодиодов и компактных люминесцентных ламп, которые на российских предприятиях практически не производятся.
в) Работа над улучшением качества продукции, путем использования новейших технологий. Важным так же является совершенствование дизайна, упаковки продукции и сервисного обслуживания.
Подводя итог вышесказанного можно сделать следующие выводы. В структуре микроокружения ГУП РМ «Лисма» можно выделить следующих участников рынка: прямые конкуренты, производители товаров-субститутов, поставщики, потребители, дистрибьюторы. Анализ микроокружения ГУП РМ «Лисма» показал, что многие факторы представляют угрозу для предприятия, а именно: выход на рынок конкурентов с более низкими ценами, появление более экономичных источников света, нестабильные отгрузки сырья и комплектующих со стороны поставщиков.
Для анализа среды организации можно применить метод составления профиля среды, с помощью которого удастся оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды (таблица 2.5.).
Метод составления профиля среды весьма прост: в таблицу вписываются отдельные факторы среды, которым даётся оценка: А - его важности для отрасли по шкале (3- сильное значение, 2 - умеренное значение, 1- слабое значение); В - его влияние на организацию (3 - сильное влияние, 2 - умеренное влияние, 1- слабое влияние, 0- отсутствие влияния); С- направленность влияния (+1 - позитивная направленность, -1- негативная направленность). Произведение трёх оценок даёт интегральную оценку, показывающую степень важности фактора для организации.
Таблица 2.5. - Профиль среды
Факторы среды |
Важность для отрасли А |
Влияние на организацию В |
Направленность влияния С |
Степень важности фактора среды D=A*B*C |
Выход на новые рынки |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Ускорение роста рынка |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Улучшение экономических и политических условий хозяйствования |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Спад в экономике |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Вхождение на рынок мощного конкурента |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Отсутствие области НИОКР |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
Очень узкая производственная линия |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
Устаревшее оборудование |
1 |
2 |
-1 |
-2 |
Эффективные производственные мощности |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Внутренняя сплочённость коллектива |
1 |
2 |
+1 |
+2 |
Известный лидер рынка |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Высокая квалификация руководства |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Наличие необходимых финансовых ресурсов |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Эффект масштаба |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Темпы инфляции |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Высокий (низкий) уровень занятости |
1 |
1 |
+1 |
+1 |
ВВП |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Национальный доход |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Налоговая политика |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Высокий (низкий) уровень политической и социальной стабильности |
3 |
3 |
+(-)1 |
+(-)9 |
Укрепление законодательной и исполнительной власти |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Высокие (низкие) темпы и уровень экономического роста |
3 |
3 |
+(-)1 |
+(-)9 |
Кредитно- денежная и фискальная политика государства |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Состояние политической системы |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Принятие законов о государственном регулировании тарифов |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Распределение доходов населения |
1 |
0 |
- |
- |
Высокий (низкий) уровень конкуренции в отрасли |
3 |
3 |
-(+)1 |
-(+)9 |
Изменяющиеся демографические условия |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Лёгкость проникновения на рынок |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Изменения в технологии производства |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Применение ЭВМ в проектировании и предоставлении услуг |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
Повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Возможность использования наиболее эффективного оборудования |
2 |
3 |
+1 |
+6 |