Исследование внешней среды предприятия
б) Расширение номенклатурной линии. Прежде всего, это касается энергоэкономичных источников света, а именно светодиодов и компактных люминесцентных ламп, которые на российских предприятиях практически не производятся.
в) Работа над улучшением качества продукции, путем использования новейших технологий. Важным так же является совершенствование дизайна, упаковки продукции и сервисного обслуживания.
Подводя итог вышесказанного можно сделать следующие выводы. В структуре микроокружения ГУП РМ «Лисма» можно выделить следующих участников рынка: прямые конкуренты, производители товаров-субститутов, поставщики, потребители, дистрибьюторы. Анализ микроокружения ГУП РМ «Лисма» показал, что многие факторы представляют угрозу для предприятия, а именно: выход на рынок конкурентов с более низкими ценами, появление более экономичных источников света, нестабильные отгрузки сырья и комплектующих со стороны поставщиков.
Для анализа среды организации можно применить метод составления профиля среды, с помощью которого удастся оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды (таблица 2.5.).
Метод составления профиля среды весьма прост: в таблицу вписываются отдельные факторы среды, которым даётся оценка: А - его важности для отрасли по шкале (3- сильное значение, 2 - умеренное значение, 1- слабое значение); В - его влияние на организацию (3 - сильное влияние, 2 - умеренное влияние, 1- слабое влияние, 0- отсутствие влияния); С- направленность влияния (+1 - позитивная направленность, -1- негативная направленность). Произведение трёх оценок даёт интегральную оценку, показывающую степень важности фактора для организации.
Таблица 2.5. - Профиль среды
| Факторы среды | Важность для отрасли А | Влияние на организацию В | Направленность влияния С | Степень важности фактора среды D=A*B*C | 
| Выход на новые рынки | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Ускорение роста рынка | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Улучшение экономических и политических условий хозяйствования | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Спад в экономике | 3 | 3 | -1 | -9 | 
| Вхождение на рынок мощного конкурента | 3 | 3 | -1 | -9 | 
| Отсутствие области НИОКР | 2 | 2 | -1 | -4 | 
| Очень узкая производственная линия | 2 | 3 | -1 | -6 | 
| Устаревшее оборудование | 1 | 2 | -1 | -2 | 
| Эффективные производственные мощности | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Внутренняя сплочённость коллектива | 1 | 2 | +1 | +2 | 
| Известный лидер рынка | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Высокая квалификация руководства | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Наличие необходимых финансовых ресурсов | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Эффект масштаба | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Темпы инфляции | 3 | 3 | -1 | -9 | 
| Высокий (низкий) уровень занятости | 1 | 1 | +1 | +1 | 
| ВВП | 3 | 2 | +1 | +6 | 
| Национальный доход | 3 | 2 | +1 | +6 | 
| Налоговая политика | 3 | 3 | -1 | -9 | 
| Высокий (низкий) уровень политической и социальной стабильности | 3 | 3 | +(-)1 | +(-)9 | 
| Укрепление законодательной и исполнительной власти | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Высокие (низкие) темпы и уровень экономического роста | 3 | 3 | +(-)1 | +(-)9 | 
| Кредитно- денежная и фискальная политика государства | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Состояние политической системы | 3 | 2 | +1 | +6 | 
| Принятие законов о государственном регулировании тарифов | 3 | 3 | +1 | +9 | 
| Распределение доходов населения | 1 | 0 | - | - | 
| Высокий (низкий) уровень конкуренции в отрасли | 3 | 3 | -(+)1 | -(+)9 | 
| Изменяющиеся демографические условия | 3 | 2 | +1 | +6 | 
| Лёгкость проникновения на рынок | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Изменения в технологии производства | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Применение ЭВМ в проектировании и предоставлении услуг | 2 | 2 | +1 | +4 | 
| Повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев | 2 | 3 | +1 | +6 | 
| Возможность использования наиболее эффективного оборудования | 2 | 3 | +1 | +6 |