Исследование внешней среды предприятия
Основными иностранными клиентами ГУП РМ «Лисма» являются: Азербайджанское Каспийское пароходство, Континент Ро (Азербайджан), Вече-светотехника (Беларусь), Бетани LTD (Грузия), Agro-Lexwell Co (Израиль), ТОО «Ултуган» (Казахстан), АО «Улан-Баторская ж/д» (Монголия), ООО «Компания Просвит» (Украина), ООО «Энергосинтез» (Украина).
Продажами продукции ГУП РМ «Лисма» охвачены все регионы Российской Федерации: Волго-Вятский, Северо-Западный, Дальний Восток, Восточная и Западная Сибирь, Урал, Поволжье и др.
Конкурентными преимуществами ГУП РМ «Лисма» при поставках продукции потребителям является:
1) Широкая сфера применения продукции, выпускаемой ГУП РМ «Лисма»
2) Выгодное географическое положение предоставляет ГУП РМ «Лисма» широкие возможности в расширении рынков сбыта продукции.
3) ГУП РМ «Лисма» - поставщик источников света для особо важных объектов.
Основные потребители ГУП РМ «Лисма» в 2008 году предтавлены в таблице Д.1 приложения Д.
Товары-субституты. В связи с последними тенденциями в светотехнике на рынке появились следующие товары: светодиоды заменяющие лампы накаливания миниатюрные, сверхминиатюрные и другие предназначенные для целей сигнализации, индикации и отображения информации, а также компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), служащие для прямой замены ламп накаливания общего назначения. Рассмотрим каждый товар подробнее.
Светодиоды. Преимуществами светодиодов перед лампами накаливания являются: высокая экономичность (высокая световая отдача, малое потребление электроэнергии); большой срок службы (100 тыс. часов); антивандальные свойства (большая прочность).
Недостатками являются: высокая цена (если лампа накаливания стоит 14 рублей, то заменяющего его светодиода 140 рублей); малый световой поток, что делает пока невозможным применять их для освещения вместо ламп общего назначения.
Конкурентная угроза со стороны светодиодов большая, особенно для миниатюрных и сверхминиатюрных ламп накаливания.
Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) - самый современный продукт светотехнической отрасли - сохраняют все основные достоинства люминесцентных ламп, но лишены их недостатков. Отметим преимущества и недостатки КЛЛ перед ЛОН.
Преимущества: Высокая экономичность. Световая отдача ЛОН 10 лм/Вт, а КЛЛ 50 лм/Вт. То есть для замены лампы накаливания мощностью 100 Вт требуется КЛЛ мощностью всего 20Вт; Большой срок службы 10-15 тыс. часов (ЛОН 1 тыс. часов).
Недостатки: Высокая цена (ЛОН стоит 3,5 рубля, а КЛЛ от 100 рублей); Менее экологичны (в лампе содержится ртуть).
Таким образом, КЛЛ может составлять большую конкурентную угрозу ЛОН особенно с ростом доходов населения. Кроме того принятие закона по введению в Евросоюзе с 2010 года запрета на торговлю лампами накаливания может очень сильно уменьшает конкурентоспособность ГУП РМ «Лисма», так как наибольший объем производства приходится именно на ЛОН.
Поставщики. Поставщики как пятая сила конкуренции могут оказать давление на фирму, угрожая поднять цену и снизить качество товаров или услуг, нарушить сроки и условия поставки. Поставщиками отечественных светотехнических компаний можно назвать следующих агентов рынка:
1) Поставщики оборудования.
2) Поставщики сырья.
Поставщики оборудования. Наиболее важная проблема сегодня - проблема износа основных производственных фондов, как физического, так и морального.
Предприятия, поставляющие сырье. Основными поставщиками сырья ГУП РМ «Лисма» являются: НЭВЗ-Вльфрам, (г.Новосибирск), ОАО «Победит» (г. Владикавказ-вольфрамовая проволока), ООО «Элмаш-Сплав» (г.Саратов-молкбденовая проволока), «Электротехническая компания» (г.Екатеринбург-алюминевзя лента), ООО «Кварта-В» (г.Волгоград-латунная лента), «Уралцветметобработка» (г.Каменск-Уральск-никелевая проволока), ОАО «Сода» ( г.Стеэлитамак-сода кальцинированная), ОАО «Глинозём» (г.Пикалево-поташ), ЗАО НПФ «Люминофор», ГПО «Азот» и др.
Основные и альтернативные поставщики ГУП РМ «Лисма» представлены в приложении Е.
Таким образом, совокупность всех пяти сил конкуренции, определяет силу, действующую в светотехнической отрасли и степень ее влияния на ГУП РМ «Лисма». Конкурентная позиция ГУП РМ «Лисма» слабеет с каждым годом. Выходом из сложившейся ситуации могут послужить следующие меры:
а) Создание стратегических альянсов (заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве). Здесь может существовать два полюса: «патриотический» - альянс с российскими предприятиями на взаимовыгодных условиях (здесь имеются в виду в основном потребители и поставщики) и «выгодный» - альянс с зарубежным лидером, примером такого сотрудничества является ОАО «Свет» г. Смоленска и немецкая компания «OSRAM».