Характеристика исследуемого направления в соответствии с темой исследования: организация деятельности по набору и увольнению персонала на ОАО «Беларуськалий»
В настоящее время сформировались два основных метода проведения отбора на ОАО «Беларуськалий», применяемых помимо ознакомления с документами кандидатов, их устными и письменными рекомендациями:
1) собеседование (интервью), являющееся наиболее распространенным и дешевым методом отбора кадров, но его результаты во многом зависят от знаний и умений сотрудников, проводящих собеседование, т. е. здесь велика роль субъективного фактора;
2) испытания, которые помогают предсказать, насколько эффективно будущий сотрудник сможет осуществлять профессиональную деятельность.
Как на любом предприятии, на ОАО «Беларуськалий» разработаны должностные инструкции. Должностная инструкция - инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии, фирме. Для эффективного управления необходимо четкое разграничение целей, задач и полномочий, а также ответственности отдельных штатных единиц предприятия. Каждый из упомянутых факторов можно письменно зафиксировать в ходе составления должностных инструкций (ДИ), которые в настоящее время все шире применяются в управленческой практике. Они становятся для руководителей источником сведений о том, кто и за что отвечает. Управление из тяжкого бремени превращается в интересную задачу, решение которой можно найти быстрее и проще. ДИ помогает оценить соответствие кандидата на должность предъявляемым требованиям (учитывая способности, навыки, знания и опыт).
Постановка кратковременных задач поможет сделать управление и контроль реальным и создаст определенный стандарт, относительно которого можно измерять производительность. Для того чтобы задачи соответствовали реальным требованиям и условиям, их лучше соизмерять с последними показателями производительности или, отталкиваясь от уровня производительности других родственных по деятельности подразделений и организаций.
Контроль нередко связан с процессом увольнения и, как, правило, в этом отношении, бывает прогрессивным и позитивным, осуществляясь через стимулирование деятельности персонала, а также негативным.
Прогрессивный контроль осуществляется в соответствии со следующими этапами: устное замечание (за первое или незначительное нарушение); письменное замечание (за более серьезное или вторичное нарушение); увольнение.
Часто наказание усугубляет проблему, а не решает ее. Наказание бьет по самоуважению сотрудника, способствует формированию враждебного отношения, концентрирует на том, как сделать все незамеченным. При позитивном контроле акцентируют внимание на признаках негативного отношения к работе:
Устное замечание с обсуждением нарушения и напоминанием о важности следования правилам, высказыванием уверенности, что больше обсуждать это не придется.
Письменное замечание с моментами беседы и высказыванием уверенности в желании сотрудника исправиться в будущем.
Однодневный отпуск с оплатой для размышлений
Увольнение
Негативный контроль - запреты и санкции: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение.
Если рассматривать процесс увольнения в качестве метода контроля деятельности персонала, то необходимо учесть следующие моменты:
работники должны знать свои обязанности, границы ответственности и требования к производительности, которые от них ожидают
они должны быть предупреждены о том, что производительность их труда недостаточна и, в чем заключается ее недостаточность
за исключением действительно серьезных нарушений, предупрежденному работнику должна быть дана возможность исправиться или оправдаться
если руководитель решил, что работник должен быть наказан, то он должен убедиться, что такой руководитель понимает суть обвинений руководителя и, что у него есть аргументы в свою защиту
решение наказать работника должно выглядеть совершенно справедливым и оставлять возможность апелляции, тем более это важно для сохранения хороших отношений с остальными работниками
наказание должно соответствовать сути поступка
Лишь небольшое количество всех случаев увольнения доходит до суда. Нередко никакой суд не может заставить руководителя пересмотреть свое решение. Если между работниками произошло столкновение, руководитель должен выслушать мнение обеих сторон, а также окружающих работников, что-либо знающих об этой проблеме, чтобы обвинить того, кого следует. Если работник выражает недовольство условиями труда, необходимо удостовериться в том, что все правила со стороны организации были выполнены, что ни одно из условий трудового контракта работника не было нарушено. Если руководитель убежден, что увольнения не избежать, то надо быть решительным и конкретным в своих действиях. Помимо юридических вопросов руководитель должен принимать во внимание то воздействие, которое случаи увольнения или наказания оказывают на остальных работников и на самого руководителя.
Если уволенный работник не является неформальным лидером или личностью, особенно популярной среди остальных работников, то данное событие вряд ли окажет разрушительное действие на персонал. Если действия руководителя выглядели справедливыми и, если у руководителя была достаточно веская причина, объясняющая каждый шаг, то такой руководитель получит поддержку со стороны своих работников.