Правила составления и структура бизнес-плана
Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми для предприятия и необходимости привлечения средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответствие общепринятым в международной деловой практике требованиям.
Следуя требованиям сценарного подхода, имеет смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.
Основными разделами бизнес-плана являются:
. Обзорный раздел (резюме).
. Описание предприятия.
. Описание продукции (услуг).
. Анализ рынка (описание бизнес-среды).
. План сбыта (план по маркетингу и продажам).
. Производственный план.
. Финансовый план.
. Оценка рисков (анализ чувствительности проекта).
. Экологическая и нормативная информация.
Приложения.
Обзорный раздел (резюме бизнес-плана). Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
наименование проекта;
- характеристика организации описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии, преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние, наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- краткое описание проекта;
краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли (существующая емкость рынка, рост; каналы распределения; прогнозируемый рост; предполагаемая доля рынка;
долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
ключевые экономические показатели эффективности проекта;
возможные риски проекта и система страховок.
В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
Важность правильного составления вводной части заключается в том, что потенциальные инвесторы на основе краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализации задуманного проекта.
Описание предприятия. В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на особенности, отличающие его от других компаний, присутствующих на рынке:
цели и задачи на ближайший период и на более длительную перспективу;
финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
организационная структура и кадровый состав;
тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
основные достижения предприятия;
показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;