Правила составления и структура бизнес-плана
План сбыта (план по маркетингу и продажам). В этом разделе необходимо раскрыть все основные элементы стратегии маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие средства необходимы для этого. Этот раздел также предполагает проведение анализа по следующим направлениям: анализ сектора промышленности; анализ нужд потребителей; анализ ССВУ (SWOT-анализ).
К основным элементам данного раздела относятся: ценовая стратегия; реклама; методы стимулирования продаж; схема реализации товара; организация послепродажного обслуживания; формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Производственный план. Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить: обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией; потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок; возможности совершенствования технологии производства; требования к контролю качества на всех этапах производства продукции; предполагаемый выпуск и прогноз затрат; постоянные и переменные издержки и пр.
Требования к квалификации и наличию необходимого персонала: административный персонал; инженерно-технический персонал; производственный персонал; условия оплаты и стимулирования; условия труда; структура и состав подразделений; обучение персонала; предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия; затраты на трудовые ресурсы.
Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Методика составления финансового плана и основные элементы этого раздела подробнее рассмотрены в следующей главе нашей работы.
Оценка рисков (анализ чувствительности проекта). Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков: технические риски и финансовые риски.
Технические риски. Невозможно перечислить все технические риски, поскольку они часто связаны с типом продукции. Следующий перечень дан в качестве примера: задержка в подготовке стройплощадки и выполнении графика строительства; задержка поставки оборудования и возведения предприятия; отсутствие сырья и т.д.
Финансовые риски. Финансовые риски определяют необходимость анализа устойчивости проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой. Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение «безубыточного» объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.