Отбор как атрибут рыночного хозяйствования
Точное время возникновения первой кадровой службы остается вопросом дискуссионным. Осторожно отмечая, что оно «теряется в глубине веков» и «не существует точной даты», ученые все же некоторые из дат называют, сопровождая их характеристикой основных функций подразделения, отраженной в его названии.
Согласно имеющейся информации, именно проблема «входа» в систему предприятия определила название первой службы, организованной в 1880 г. на предприятии Baltimore and Ohio Railroad, получивший статус «отдела найма». Организованное в 1900 г. бизнесменом Б.Ф. Гудричем аналогичное подразделение было определено как «бюро найма». В 1902 г. фирма «Нэшнл кэш реджистер» создала у себя также узкопрофильный отдел найма, а фирма «Плимптон пресс» в 1910 г. - отдел кадров.
На рубеже 1900-х годов, отмечают в монографии «Кадровое управление» Г. Круден и А. Шерман, функции управления кадрами, которые были ограничены, главным образом, наймом и учетом использования рабочего времени, возглавлялись самим руководителем и являлись частью его основной работы. В управленческой деятельности предприятия роль найма прослеживается достаточно четко: из элемента общего менеджмента к концу XIX в. он постепенно приобретает собственный статус, становясь одной из основных причин образования одноименных функциональных подразделений.
Возникновение сети кадровых служб и преобразование служб найма в отделы кадров, по мнению У. Френча, произошло примерно в 1912 г. Такие организационные усовершенствования, на первый взгляд, сделали найм явлением для предприятия менее значимым, чем прежде, или, по крайней мере, уравняли его значение с другими направлениями работы с персоналом.
Возможность совершенствования найма обусловливалась, в свою очередь, распространением аналитических методов управления персоналом. Все, что входит сегодня в теоретическое понятие «менеджмент» имеет в своем источнике прежде всего производственную практику. Специфика исторического периода, особенности развития производственных отношений наложили на эту науку свой отпечаток, который нельзя недооценивать при исследовании управления персоналом. Дело в том, что основатели научного управления не были профессиональными учеными в академическом смысле. Наиболее плодотворный период своей деятельности они посвятили предпринимательству в сфере промышленного производства.
В «Принципах научного менеджмента» Ф.У. Тейлор писал: «Администрация на основе научно установленных признаков производит тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошлом рабочий сам выбирал себе специальность и сам тренировался так хорошо, как умел». В той же книге автор повествует о механизме проводимых под его руководством исследованиях на предприятии: « .Нашим первым шагом было использовать одного молодого человека с высшим образованием для того, чтобы посмотреть все то, что было написано по данному вопросу на английском, немецком и французском языках .». По содержанию обеих цитат можно предполагать, что труд видится Тейлору не в трагическом смысле «labor», а характеризует творческий процесс «opus», для осуществления которого действительно необходим «тщательный отбор на основе научно установленных признаков», среди которых образование, молодой возраст, важность которого смещалась теперь, судя по тезису, с фактора физиологической выносливости на гибкость ума, способность к восприятию нового, мобильности.