Организационный проект совершенствования кадрового обеспечения системы управления организации
Разумеется, оплачивая сотруднику дорогостоящее обучение, предприятие ООО «Ригли» должно снизить риски, связанные с возможным увольнением работника. Поэтому, во-первых, на внешнее обучение должны направляться только те сотрудники, которые работают в компании более года. Во-вторых, компания и учебное заведение заключают договор об оказании услуг по обучению конкретного специалиста конкретной специальности. И, в-третьих, сотрудник должен подписать ученический договор, в котором зафиксировано, сколько времени с момента обучения он должен отработать на предприятии ООО «Ригли». Если он захочет покинуть предприятие раньше назначенного срока, ему придется вернуть часть стоимости своего обучения.
Внутреннее обучение, которое могут проводить сотрудники службы персонала, ориентировано на средний управленческий персонал и специалистов категории Б, БА, ББ. Занятия, которые проводят тренинг-менеджеры предприятия, направлены не только на передачу знаний и формирование умений и навыков. С помощью внутреннего обучения решаются задачи командообразования и повышения лояльности. Обучение может проводиться в форме специально организованных тренингов, посвященных самым разнообразным темам, например, тайм-менеджменту, техникам продаж, умению общаться с клиентами и т.д.
Кроме внешнего и внутреннего обучения в предлагается использовать систему наставничества, с помощью которой передаются простейшие профессиональные навыки сотрудникам категорий ББ и В непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения проводится руководителями сотрудников или их более опытными коллегами. Тренинг-менеджеров к процессу наставничества обычно не привлекают. Выступая в роли наставников, сотрудники предприятия ООО «Ригли», с одной стороны, повышают свой профессиональный уровень, а с другой - делятся своими знаниями с другими сотрудниками. Таким образом, должности наставников не меняются, но функционал, уровень ответственности, а также заработная плата растут.
На предприятии ООО «Ригли» существует иерархия должностей. Чем выше позицию занимает сотрудник, тем больше полномочий он имеет и соответственно тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен владеть. Соответственно, если сотрудник относится к категориям АБ или Б, его квалификация значительно выше, чем квалификация сотрудников категорий БА и ББ. Достигая более высокого профессионального уровня и подтверждая это в процедуре оценки персонала, каждый сотрудник должен иметь возможность расти и развиваться в компании.
Реальную возможность карьерного роста дает ротация кадров. Иными словами, если предполагается, что через некоторое время в компании освободится одна из должностей категории АБ или Б, то соискатели должны выбираться из числа перспективных сотрудников компании категории БА: торговый представитель может стать тренером по продажам или руководителем отдела продаж, старший продавец - управляющим магазином и т.д.
Сотрудники компании, наблюдая за карьерным ростом своих коллег, должны понимать, что, повышая свою квалификацию, и они смогут подняться по служебной лестнице. Для этого, им можно обратиться в службу персонала, или к своему непосредственному руководителю, которые помогут работнику определиться с программой собственного профессионального развития.
Кроме этого важна не только ротация сотрудников, но и ротация функций. Если сотрудник достигает определенного профессионального уровня и продолжает развиваться, но у компании нет возможности повысить его в должности или увеличить зарплату, надо что-то изменить в его работе, чтобы у него не снизилась мотивация. Например, можно из его функциональных обязанностей убрать какие-то рутинные обязанности и добавить более интересные и творческие.
Таблица 2 - Система обучения
Вид обучения |
Получаемые знания, умения, навыки |
Категории сотрудников |
Инициаторы обучения |
Внешнее обучение(в учебных центрах, вузах и пр.) |
Узкоспециальные знания в области финансов, маркетинга, управления качеством, стандарты ИСО 9000; второе высшее образование, МВА и др. |
А, АБ, Б |
Служба персонала, сами работники |
Внутреннее обучение (в специальных аудиториях внутри компании) |
Коммуникативные, управленческие навыки, навыки командо-образования, работа с возражениями и др. |
Б, БА, ББ |
Непосредственные руководители работников, служба персонала, сами работники |
Наставничество (обучениена рабочем месте) |
Корпоративные стандарты, простейшие техники продаж и др. |
ББ, В |
Непосредственные руководители работников, служба персонал |