Анализ производственной деятельности ГУП РМ «Лисма»
Таблица 2.10. - Оценка обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
год | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Удельный вес,% | |||||
новой продукции в общем ее выпуске |
18,9 |
20,3 |
44,2 |
56,7 |
47,5 |
сертифицированной продукции |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
продукции, соответствующей мировым стандартам |
93 |
89,9 |
91 |
91,9 |
92,7 |
экспортируемой продукции |
7,3 |
5,9 |
5,8 |
6,3 |
6,1 |
Анализ обобщающих показателей качества позволяет сделать ряд частных выводов: во-первых, удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске в 2007г. значительно вырос (более чем в 2 раза) по сравнению с 2005-2006гг. В дальнейшем, в 2008-2009гг. он уже превысил показатель 2007г.(56,7% и 47,5% соответственно). Связано это с тем, что начиная с 2007г. проводились работы по изготовлению новых изделий, технологий и модернизации оборудования; во-вторых, вся выпускаемая продукция сертифицирована. Объясняется это тем, что вся продукция подлежит обязательной сертификации, поэтому даже при освоении новых видов продукции для нее предусматриваются процедуры подтверждения соответствия стандартам; в-третьих, высокий процент соответствия мировым стандартам связан с обязательной сертификацией основной продукции предприятия (ЛОН, ЛЛ, ДРЛ).
Проанализируем величину предупредительных и оценочных затрат по обеспечению качества в объеме выпускаемой продукции с 2007 по 2009 года, а также потери от брака на ГУП РМ «Лисма». Первая группа включает затраты на создание СМК на предприятии в соответствии со стандартами ИСО 9001:2000, разработку программы обеспечения качества и ее реализацию, внедрение различного рода мероприятий, способствующих предупреждению возникновения несоответствий (затраты на ремонт и обновление оборудования, на усовершенствование технологии, программы обучения кадров). Вторая группа включает все затраты, связанные с контролем и испытаниями производимой продукции: затраты на организацию проведение входного контроля, техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов и испытательного оборудования, обработку данных контроля и результатов испытаний. Третья группа затрат включает затраты на внутренний брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям или до изменений в конструкции, проведение повторных испытаний. В эту же группу входят затраты на внешний брак, выявленный у потребителя, в том числе затраты на гарантийный ремонт, затраты связанные с возвратом продукции, компенсацию по судебным искам, вызванным ущербами, причиненными потребителю в процессе эксплуатации дефектного изделия, затраты по претензиям- рекламациям. Учет затрат на внутренний и внешний контроль включает в себя: некондицию (продукция с отклонениями от стандартов), удержание с виновников, потери от брака.