Сущность и система показателей качества
Современные системы менеджмента качества
В последнее время много говорится о современной системе менеджмента качества ( далее в работе - СМК), его внедрении, его необходимости и своевременности. Многие совершенно искренне считают, что СМК и сертификация на ИСО 9000 это одно и то же. Хотелось бы более точно и определеннее раскрыть понятие истинной СМК.
В настоящее время рыночных отношений, вступления Кыргызской Республики на мировой рынок, во Всемирную торговую организацию ( ВТО) необходимо коренным образом менять систему управления качеством, переходить на мировые стандарты, применять самые передовые методы обеспечения качества. Для этого необходимо учесть существующие на сегодняшний день условия функционирования производства, которые претерпели значительные изменения за последние годы. Это:
бурное развитие науки и техники, стимулирующие получение огромных производственных мощностей промышленно развитых государств, которые в очень короткий срок могут обеспечить товарами рынок любого размера, выход на рынки других стран, глобализация всей экономики.
обилие товаров и продукции значительно увеличивает конкуренцию на рынке, требования потребителей повышаются, он становится более требовательным и капризным.
срок службы товаров и продукции сокращается, они быстрее морально стареют, именно моральное старение продукции, а не физический износ, является основной причиной ее выхода из обращения.
увеличение производственных мощностей и народонаселения Земли выводит на первый план экологическую составляющую качества.
внедрение информатизации и компьютеризации производства меняет характер труда, делает его менее трудоемким чисто физически, но усиливает интеллектуальную составляющую.
На сегодняшний день наиболее успешными считаются идеи и принципы управления качеством, разработанные в США, в частности учеными Ф. Тейлором, Э. Демингом (1900-1993), Д. Джураном (р.1904), Ф. Кросби и рядом других исследователей.
Качество было необходимо всегда и к нему стремились. Существующая в настоящее время система обеспечения качества в большинстве предприятий наследована в своей основе от времен СССР.
В Советском Союзе велись работы в направлении повышения качества, но система обеспечения качества в СССР базировалась на административно- командной системе производства, в которой предприятия были связаны друг с другом государственными планами, подчинение было строго вертикальное, каждый выполнял свою часть работы, за которую он отвечал. Все предприятия гарантировано были обеспечены госзаказами на многие годы вперед, что, в общем, не стимулировало повышать качество продукции.
Качество продукции обычно проверялось на выходе производственного цикла, то есть проверялся конечный продукт на его соответствие техническим нормам и стандартам (система ОТК и Госпроверки). Меры по обеспечению качества применялись в основном в случае обнаружения брака, причем в основном эти меры были репрессивного характера. Можно сказать, что в основном на большинстве советских предприятий применялась несколько модернизированная, но устаревшая система управления менеджера и ученого из США Ф.Тейлора.
Система Тейлора - это концепция научного менеджмента, которая учитывает многовариантность производственного процесса и придает большое значение контролю. Тейлор утверждал, что человек в силу своего биологического развития, не любит долго выполнять монотонную одинаковую работу, природа не вложила в него этот навык. Для того, чтобы работник длительное время хорошо выполнял свою технологическую операцию за ним необходим постоянный внешний контроль.
Наиболее большую известность в мире получили работы Э.В. Деминга, его называют "отцом американского капитализма". Считается, что его работы значительно повысили эффективность современного производства, заложили научные основы организации качественного труда. Наиболее известны его 14 принципов достижения качества: