Сущность и система показателей качества
Принцип 1. Постоянство цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства товаров и оказания услуг. Ориентация производства на перспективные цели.
Принцип 2. Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху. Полный отказ от старой философии производства дефектной продукции.
Принцип 3. Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества. Устранение контроля качества со стороны контрольных органов. Вписывание контроля в трудовой процесс.
Принцип 4. Прекратите практику заключения контрактов по самым низким ценам. Не практикуйте ведение бизнеса, основываясь исключительно на цене.
Принцип 5. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения планирования, производства и обслуживания. Постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, отказ от устаревших приемов.
Принцип 6. Введите обучение на работе. Постоянное, настойчивое профессиональное обучение работников. Организация системы интенсивной переподготовки персонала в области материалов, дизайна, оборудования и методов производства.
Принцип 7. Установите благоприятный стиль руководства. Утверждайте стиль руководства, направленный на то, чтобы помочь людям лучше выполнять свою работу.
Принцип 8. Поощряйте эффективные двусторонние коммуникации и другие способы, позволяющие избавиться от страха в организации. Создание и организация атмосферы, устраняющей страх быть наказанным из-за упущения в работе, за доклад о поломках и авариях.
Принцип 9. Разрушайте барьеры между отделами и людьми.
Принцип 10. Исключите использование не подкрепленных ни чем лозунгов, плакатов и призывов. Отказ от использования "пустых" призывов повышать производительность и качество труда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без налаженной системы профессионального обучения.
Принцип 11. Устраните произвольные цифровые показатели, по которым выносится суждение. Откажитесь от стандартов выполнения работы, которые предписывают рабочим достижение определенных норм в цифровом выражении и управленческому персоналу - цифровых показателей. Предложите вместо этого поддержку и помощь наставников.
Принцип 12. Гордитесь мастерством. Дайте работником возможность гордиться своим трудом.
Принцип 13. Поощряйте образование. Оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто стремится к исследованиям, кто вообще хочет знать больше. Максимальное использование знаний персонала по статистике, постоянная ориентация на таланты.
Принцип 14. Приверженность высшего руководства. Добейтесь четкой приверженности высшего руководства идее постоянного улучшения качества и производительности.
Д.М. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая "спираль качества" (спираль Джурана), аналог петли качества - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. Отличие идеи спирали качества от петли является положение, что процесс повышения качества развивается по спирали, каждый новый виток повторяет те же процессы, но на новом более высоком уровне и этот процесс бесконечен.
Это положение нашло свое отражение в концепции Дж. ДжуранаAQI (AnnualQualityImprovement) - концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, - это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.