Анализ организационной структуры и основных бизнес-процессов предприятия
информационная - источники и получатели, носители информации, их состав и взаимосвязи, конфигурация коммуникационных сетей;
организационная - упорядоченная совокупность составляющих систему организационных элементов (подразделения, должности, цели, задачи, распределение ролей, полномочия, ответственность) и взаимосвязей между ними. К числу таких взаимосвязей обычно относят иерархические, властные, процессные, временные, пространственные.
Рис.2.9 -
Корпоративный центр:
функции и виды деятельности
Прежде чем осуществлять реорганизацию управления (реструктуризацию), необходимо проводить диагностику всей системы стратегического управления: выявление и анализ проблем в деятельности предприятия. К ним относятся противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и горизонтали), неопределенность целей (стратегия), постановке задач, функций, методов достижения (тактика), трудности (помехи, нехватки) и т.д. Необходим комплекс взаимосвязанных вопросов, ответы на которые и покажут состояние системы управления и направления ее реорганизации [38].
Главным вопросом при обследовании является: решение каких задач управления на предприятии в данный момент необходимо рационализировать для устранения узких мест в его деятельности?
Процесс диагностического анализа состоит из блоков:
-й блок - методы и готовые разработки по проектированию систем управления (теоретические знания и практический опыт);
-й блок - выявление узких мест;
-й блок - подготовка данных для диагностики проблем;
-й блок - диагностический анализ системы управления;
-й блок - принятие решений по реорганизации системы управления.
Проведению крупных мероприятий по реорганизации всей системы стратегического управления и формированию новых организационных структур и системы информационного обеспечения предшествует пробный внутренний аудит всех управленческих функций предприятия и его подразделении для выявления их синтеза (комплексирования) в процессы. Содержание данного анализа представлено на рисунке 2.10.
Концепция реинжиниринга бизнеса предусматривает разработку новых методов, которые обеспечивают не только выживание организации, но позволяют преуспеть в бизнесе в условиях более жесткой конкуренции. Для этого организации должны выйти за рамки функционального, линейно-функционального принципа построения - своих подразделений в традиционных оргструктурах и обратить внимание на формирование и управление процессами.) [56].
При формировании новых структур управления одной из главных задач объединения элементов, функций является установление усиливающих синергических связей за счет организационного проектирования системы в целом, дающих дополнительный экономический эффект.
. Блок анализа функциональных подсистем, являющимся узким местом
Рис.2.10. - Содержание внутренней диагностики при реорганизации стратегического управления
Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно гибкой, способной к восприятию корректирующих воздействий [62].
Моделируемая оргструктура должна обеспечивать своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию организации управления, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения в производственных процессах управления, используя в качестве основы многовариантную проработку предложений по совершенствованию организации управления и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий.