Анализ рынка сбыта и конкуренция
До недавнего времени рынок спецодежды был представлен традиционными белыми медицинскими халатами и робами строителей. Но уже сегодня ситуация качественно изменилась. Производители готовы предложить совершенно иную спецодежду - современную, практичную, удобную. Спрос на такую одежду растет на 20% в год.
Точных цифр относительно объемов рынка спецодежды не существует, а соответствующие прикидки у разных операторов разные: от пессимистических $80 млн до оптимистических $300 млн. Дело в том, что производителями являются как крупные предприятия, швейные фабрики, так и малые компании, частные предприниматели или же ателье индивидуального пошива. Кроме того, существует импорт официальный и нелегальный. А потому, официальная статистическая отчетность не сможет дать точный объем рынка спецодежды ни в количестве изделий, ни в деньгах.
На сегодняшний день на рынке действует несколько категорий игроков. В первую очередь это крупные предприятия, такие как «ПромСИЗ» и «ТК-Спецодежда», «Восток-Сервис», которые занимаются пошивом изделий, при этом пытаясь соответствовать высоким стандартам качества. Следующая группа игроков - швейные фабрики, действующие на рынке еще с советских времен (макеевская «Спецодежда», криворожская «Промспецодяг» и т.п.) и производящие продукцию из дешевых материалов с небольшим эксплуатационным сроком. И, наконец, на рынке присутствует множество мелких пошивочных цехов и мастерских, включая те, которые работают при крупных промышленных предприятиях для удовлетворения их внутренних нужд в спецодежде и цеха в тюрьмах.
На первый взгляд может показаться, что заниматься этим бизнесом просто: договорился с заказчиком, нашел «буксующую» швейную фабрику где-нибудь на периферии, закупил ткани и фурнитуру, фабрика выполняет заказ, а ты считаешь прибыль. Начать бизнес можно и с $10 тыс. при уровне рентабельности в 25%. Однако все не так просто. Малым предприятиям тяжело найти клиентов, поскольку потребители спецодежды уяснили, что лучше работать с крупными поставщиками, качество одежды у мелких фирм страдает, да и сроки поставки систематически нарушаются.
Кроме производителей, на рынке также присутствуют несколько крупных представительств иностранных компаний, завозящих спецодежду и средства индивидуальной защиты, таких как «Бел-Протексьон», «Восток-Сервис» и другие. Но принцип работы с поставщиками у зарубежных и у отечественных компаний отличается. Например, фирма «ТК-Спецодежда», разрабатывает широкий ассортимент спецодежды и торгуют ею со склада по принципу супермаркета. Фабрика спецодежды «Формика», шьет продукцию исключительно под заказ, по индивидуальным разработкам.
Операторы рынка утверждают, что наиболее жесткая конкуренция сейчас наблюдается в сегменте спецодежды из дешевых отечественных материалов хлопковой группы: бязи, диагонали и т.п.
Что же касается конкурентной ситуации в среднем и высшем ценовых сегментах, то здесь она не столь плотна, как в сегменте дешевой спецодежды, хотя с каждым годом неуклонно ужесточается. Причина - расширение производственных мощностей лидеров рынка спецодежды, открытие ими филиалов по всей России, а также появление на рынке крупных европейских и российских производителей, предлагающих спецодежду по более низким ценам, нежели у отечественных производителей.