Анализ рынка сбыта и конкуренция
Главная трудность, не позволяющая компаниям получить ценовое преимущество в борьбе с зарубежными представительствами, состоит в практически полном отсутствии на рынке отечественных тканей высокого качества. Но если отечественные ткани по качеству проигрывают зарубежным аналогам, то качеством самой продукции потребители вполне довольны и многие из них заказывают спецодежду исключительно отечественных производителей.
Классификация спецодежды тесно связана с материалом, из которого она изготавливается. Различают традиционную спецодежду (куртки, комбинезоны, халаты из дешевых, преимущественно отечественных, тканей) стоимостью до 50 грн за комплект, «евроодежду» (корпоративную), отличающуюся более высоким качеством ткани, пошива и фурнитуры, зачастую корпоративной символикой (50-150 грн. за комплект), а также элитную рабочую одежду высокого качества, изготавливаемую по индивидуальным заказам (от 150 грн. за комплект). Элитная одежда изготавливается из импортных тканей ( из Польши, Голландии, США, Германии, Англии, Китая). Для пошива евроодежды используют китайскую, а также российскую, белорусскую и украинскую ткани.
Последние несколько лет на рынке спецодежды наблюдается яркая тенденция: требования к качеству продукции выставляются уже не только со стороны государственных контролирующих органов, но и соответствующими отделами охраны труда в коммерческих структурах. Сейчас компании все больше смотрят на качество продукции, а не на ее цену. И если несколько лет назад лишь немногие могли позволить себе комплект одежды за 170-200 грн, то сегодня средняя цена аналогичного комплекта уже составляет 150 грн.
Повышенные требования со стороны потребителей заставляют отечественных производителей использовать не только ткани высокого качества, но и современную фурнитуру, отделочные материалы, различные светоотражающие элементы. Изделия становятся более практичными, удобными и интересными в плане дизайна.
Произошли изменения и в структуре рынка: ранее 80% от общего объема продаж составляла одежда, изготовленная из дешевых тканей, и только 20% - одежда из более дорогих. Сейчас объемы среднего и дешевого сегментов разделились по 40% и 50% соответственно, 10% приходится на элитный сегмент.
Еще одной тенденцией на рынке является специализация компаний по различным направлениям: существуют организации, которые занимаются исключительно медицинской одеждой, камуфляжной темой (одеждой для охранников, рыбаков, охотников), выпускают одежду для рекламных кампаний и т.п.
В целом же рынок спецодежды растет достаточно динамично. Но несмотря на достаточно высокие темпы развития рынка спецодежды, по сравнению с аналогичным российским, а тем более, европейским рынком, Россия серьезно проигрывает. Основная причина - несоответствие европейским стандартам. Сегодняшний отечественный рынок спецодежды отстает от российского года на три. Но рроссийские предприниматели уверены, что догнать российских производителей они смогут за год. Евроинтеграция заставит отечественных производителей быстро переориентироваться на европейские стандарты.
Хотя иностранных производителей предприниматели все же побаиваются. Если Россия вступит в ВТО, на рынке появится качественная и недорогая спецодежда, сшитая в Китае и странах Ближнего Востока, которая будет стоить разы дешевле, чем одежда отечественного производства. Поэтому при таких раскладах многие отечтесвенные организации будут вынуждены прекратить свое существование.