Анализ рынка сбыта и конкуренция
Но в ближайшем будущем глобальные перевороты рынку спецодежды не грозят. Проблемы могут возникнуть только у малого бизнеса, у мини-ателье, которые шили небольшие партии по заказу таких же небольших предприятий. Выход из этой ситуации только один - укрупнение или выступать субподрядчиками крупных производственных компаний.
Рынок форменной и спецодежды в России прирастает в среднем на 12-15% в год, составляя более 1 млрд долларов (по данным Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты). При этом наибольший рост рынка эксперты отмечают именно в сегменте одежды - за рубежом превалирует сегмент средств индивидуальной защиты (СИЗ). В то же время российский рынок приобретает все новые черты западного: например, адаптируя такие продукты, как аренда и лизинг спецодежды.
Например, в ЕС и в США компании поделились 50 на 50: сколько закупает одежду, столько же и арендует. В России мы на начальном этапе - не более 1, 5-2, 5% от всех компаний. Если рынок спецодежды оценивается в 1, 2-1, 3 млрд долларов, то в аренде лишь несколько десятков миллионов.
Тем не менее в ряде случаев уход за одеждой сотрудников выгоднее передать на баланс аутсорсинговым компаниям. Ведь спецодежда - высокотехнологичный продукт и требует специального обслуживания. Ремонтировать костюм, защищающий от электрической дуги, к примеру, можно только специальными нитками из номикса, а стирать - при особой температуре, не выше 60 градусов, моющими средствами с pH более 11 и т.д.
За счет стирки и ремонта спецодежды компании-арендодатели, в общем-то, и собираются занять свое место на рынке. Ведь далеко не все производства в России оснащены собственными службами химчистки, складами и т.п. В ходе контракта за каждым сотрудником предприятия закрепляется по три комплекта: один - в эксплуатации, второй - запасной, а третий - в чистке. Раз в неделю обслуживающая компания забирает грязный комплект и доставляет чистый.
Как объясняют в самих компаниях-арендодателях (их порядка 12 в стране), расчеты первым делом делаются на передовые компании топливно-энергетического комплекса России. Но вполне вероятно, предложение по аренде одежды актуально и для производств, размещенных в мегаполисах, для которых аренда складов под хранение униформы оборачивается существенными издержками.
Остается добавить, что 90% отечественного рынка профессиональной одежды занимают российские компании-производители. Однако многие из них размещают заказы на пошив форменной одежды в КНР, таким образом, только реализуя ее в России. Другие закупают за рубежом сырье для своей продукции. При этом некоторые российские производители являются и крупнейшими игроками на мировом рынке.
Спрос на рынке спецодежды растет по мере роста производства в стране. Перспективы рынка безграничны, но компаний, работающих на нем, пока что немного.
Внешние факторы макросреды и их влияние на деятельность компании. Российский рынок форменной и спецодежды демонстрирует стабильный среднегодовой рост на уровне порядка 15%. А в самой ближайшей перспективе емкость российского рынка в данной сфере увеличится еще на 20-25%, что отчетливо подчеркивает его привлекательность.
Уровень спроса на спецодежду определяется как качественными изменениями в производственно-технологической культуре, так и динамикой объема производства в секторах, где широко используются спецодежда. Спрос на спецодежду во многих случаях зависит от финансового состояния потребителей и их готовности приобретать данный вид продукции, который многими компаниями рассматривается как необходимый.